РЕКОМЕНДАЦИИ
депутатских слушаний на тему
"О проблемах и перспективах жилищно-коммунального хозяйства
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"
Проведя с участием депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представителей Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, общественных объединений, представителей бизнес-сообщества обсуждение вопросов о проблемах и перспективах жилищно-коммунального хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, участники депутатских слушаний отмечают следующее.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целях создания условий для обеспечения населения автономного округа качественными жилищно-коммунальными услугами реализуются следующие целевые программы:
"Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011–2013 годы и на период до 2015 года";
"Наш дом" на 2011–2015 годы;
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011–2015 годы и на перспективу до 2020 года";
адресная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2015 годы;
адресная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год.
В целях обеспечения создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, способствующих решению задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предусмотрены механизмы компенсации части затрат организациям коммунального комплекса:
при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов коммунальной сферы;
процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам на приобретение топливно-энергетических ресурсов;
по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
В 2013 году годовой лимит целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011–2013 годы и на период до 2015 года" на мероприятия жилищно-коммунального комплекса составляет 3 967,8 млн. рублей. Ожидаемое освоение финансовых средств в 2013 году – 3 888,4 млн. рублей, или 98 процентов от годового лимита.
В рамках реализации программных мероприятий по реконструкции, расширению, модернизации, строительству объектов коммунальной сферы осуществляется финансирование 41 объекта коммунального комплекса, в том числе трех крупных объектов в городах Нефтеюганске и Нягани, общей стоимостью 3 283,7 млн. рублей.
При подготовке к осенне-зимнему периоду 2013–2014 годов муниципальным образованиям автономного округа из бюджета автономного округа выделены субсидии на софинансирование мероприятий по проведению капитального ремонта инженерных сетей в размере 800 млн. рублей. По состоянию на 11 декабря текущего года сумма кассовых выплат муниципальным образованиям составила 744,7 млн. рублей, или 89 процентов от общей суммы.
Для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства из бюджета автономного округа направлено 74,8 млн. рублей, или 78,1 процента от плана (план на 2013 год – 95,8 млн. рублей).
Комфортность жилья и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает уровень благоустройства жилищного фонда. Процесс переселения граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным до 1 января 2012 года, осуществляется посредством реализации адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2015 годы. Общий объем финансирования вышеуказанной программы автономного округа на 2013 год составил 1 303,5 млн. рублей.
В рамках реализации программных мероприятий в 2013 году предусмотрено расселение 1 532 человека из 73 многоквартирных домов общей площадью 26,84 тыс. кв. метров.
Общий объем финансирования мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации целевой программы "Наш дом" на 2011–2015 годы составил 321,9 млн. рублей. На 1 декабря 2013 года исполнение программных мероприятий – 98,1 процента.
В перечень объектов включены 103 многоквартирных дома общей площадью 198 тыс. кв. метров, в которых проживает 8 560 человек.
Исполнение бюджетных обязательств, предусмотренных на мероприятия по благоустройству дворовых территорий, составляет 100,4 процента. Общий объем финансирования мероприятий – 278,2 млн. рублей.
В рамках реализации целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011–2015 годы и на период до 2020 года" с 2011 года проведена работа по оснащению учреждений государственной и муниципальной форм собственности, а также многоквартирных домов приборами учета коммунальных ресурсов.
Бюджетные учреждения автономного округа окружного и муниципального уровня оснащены приборами учета на 100 процентов.
На оснащение приборами учета энергетических ресурсов объектов учреждений бюджетной сферы автономного округа с начало реализации программы выделены средства:
в 2011 году средства федерального бюджета освоены в объеме 72,2 млн. рублей, или 96,1 процентов к плану (75,1 млн. рублей);
в 2011 году средства бюджета автономного округа освоены в объеме 19,9 млн. рублей, или 46,5 процентов к плану (30,1 млн. рублей);
в 2012 году средства бюджета автономного округа освоены в объеме 100,1 млн. рублей, или 98,7 процентов к плану (101,4 млн. рублей).
Общая оснащенность жилого фонда на территории автономного округа на 1 декабря 2013 года общедомовыми приборами учета энергоресурсов составляет 86,8 процентов, индивидуальными – 91 процент. В текущем году собственниками жилья было установлено свыше 50 тысяч приборов учета.
В 2013 году в автономном округе при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства реализуется адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Общий объем финансовых средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, на 2013 год составил 287,3 млн. рублей. Срок реализации адресной программы – 1 год. Программой предусмотрено проведение мероприятий по ремонту 40 многоквартирных домов, расположенных на территории автономного округа. Выполнение программных мероприятий позволит улучшить жилищные условия 7 493 граждан.
В коммунальной сфере автономного округа в 2013 году продолжен процесс разгосударствления, то есть объекты коммунальной инфраструктуры переданы в управление частным компаниям на условиях концессии, договора аренды, доверительного управления и иных видов договоров.
Один из примеров государственно-частного партнерства на условиях концессии является концессионное соглашение между администрацией Кондинского района и общества с ограниченной ответственностью "Концессионная Коммунальная Компания".
В рамках заключенного соглашения обществом с ограниченной ответственностью "Концессионная Коммунальная Компания" разработан "Инвестиционный проект реконструкции и модернизации системы теплоснабжения пгт. Междуреченский Кондинского района с использованием альтернативного вида топлива (древесина)". Общая стоимость реализации инвестиционного проекта – 814 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 июня 2012 года № 216-п "О Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в автономном округе осуществляется государственный региональный контроль (надзор) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
За отчетный период обследовано 17 936,71 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в ходе плановых проверок – 3 923,21 тыс. кв. метров. Обследуемая площадь составила 59 процентов от общей площади жилых помещений, или 30 368,7 тыс. кв. метров. Проведено 3 209 мероприятий по контролю, что на 8,8 процента больше, чем за аналогичный период 2012 года, из них: плановых проверок – 23, внеплановых проверок – 3 186. Внеплановые проверки проведены в целях осуществления контроля за исполнением предписаний, обследования жилых помещений для признания их непригодными для проживания на основании обращений и жалоб. По итогам проверок выдано 6 580 исполнительных документов по нарушениям в жилищной сфере.
Проведены 953 проверки исполнения предписаний, исполнено в срок 850 предписаний. За отчетный период 2013 года возбуждено 308 административных дел за неисполнение предписаний или ненадлежащего их исполнения, которые направлены на рассмотрение мировым судьям. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Сумма административных штрафов составила 3 812,5 тыс. рублей.
За девять месяцев 2013 года рассмотрено 2 528 обращений граждан, что на 67,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Проведено 1 723 проверки по обращениям граждан, 376 проверок по обращениям юридических лиц. В ходе проверок выявлено 7 716 нарушений Правил и норм эксплуатации жилищного фонда.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по состоянию на 1 октября 2013 года управление жилищным фондом осуществляют 185 управляющих компаний и 413 товариществ собственников жилья. В соответствии с пунктом 5 стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", за девять месяцев 2013 года информацию о своей деятельности в сети "Интернет" раскрыли 166 управляющих компаний и товариществ собственников жилья, в том числе на сайте Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информацию разместили 105 управляющих компаний.
Участники депутатских слушаний отмечают, что наряду с проводимой работой по модернизации и реформированию жилищно-коммунального комплекса в автономном округе отдельные вопросы требуют дополнительной проработки.
В частности, вопрос о создании условий и гарантий для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в сфере модернизации и реконструкции коммунального комплекса автономного округа, о рассмотрении вопроса по включению инвестиционной составляющей в тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение населения автономного округа качественной питьевой водой, проведение реконструкции водозаборных очистных сооружений в городе Лянторе, пгт. Федоровский, с.п. Нижнесортымский Сургутского района с применением современных методов очистки и приоритетности включения объектов, требующих реконструкции в перечень программных мероприятий; об отсутствии механизма возврата заемных средств теплоснабжающими организациями, привлеченных на реализацию мероприятий по реконструкции, модернизации систем теплоснабжения.
В ходе обсуждения вопросов по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" было отмечено следующее:
представленная ранее в Думу автономного округа редакция проектов нормативных документов предполагает более высокие размеры взносов в фонд капитального ремонта, которые будут производиться гражданами за счет собственных средств, то есть совокупный рост расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги может превысить 6 процентов в год. Поставлен вопрос относительно наличия статистических данных и расчетов, обосновывающих размеры минимальных размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014 и плановый период 2015-2016 годов, указанных в приложениях к проекту приказа Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (представленного в Думу автономного округа).
В соответствии с положениями части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
При этом внесение собственниками платы за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги производится на основании гражданско-правовых договоров, заключенных собственниками жилых помещений с управляющими организациями и поставщиками коммунальных услуг. В указанных договорах установлены условия и порядок внесения таких платежей.
Взнос на капитальный ремонт не является налогом или сбором, устанавливаемым органами государственной власти, а по сути является оплатой работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (договор подряда), которая вносится на условиях долговременной рассрочки. Порядок и случаи заключения сторонами договор подряда урегулированы положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании изложенного представляется необходимым предусмотреть механизм правового урегулирования взаимоотношений, возникающих между собственниками и управляющими организациями и (или) региональным оператором по вопросу организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Также учитывая, что взносы в фонд капитального ремонта предполагается выплачивать собственникам жилых помещений всех многоквартирных домов, в том числе и тех, которые будут введены в эксплуатацию в течении всего срока действия 30-летней государственной программы, а также принимая во внимание, что современные технологии строительства дают возможность существенно увеличить срок эксплуатации многоквартирных домов без необходимости проведения капитального ремонта, представляется, что новые дома в течении, указанного срока действия государственной программы, ремонтироваться не будут. Аналогичные вопросы вызывает и внесение взносов собственниками жилых помещений в ветхих многоквартирных домах, которые впоследствии будут признаны аварийными и подлежащими сносу.
На основании изложенного поставлен вопрос о легитимности взимания взносов в фонд капитального ремонта с граждан – собственников жилых помещений в домах, капитальный ремонт которых не войдет в перечень мероприятий, реализуемых за счет средств Фонда капитального ремонта.
В данном случае поступило предложение предусмотреть механизм возврата денежных средств, выплаченных собственниками в качестве взносов в фонд капитального ремонта, с учетом положений гражданского законодательства. При этом предусматривать решение указанного вопроса в судебном порядке, то есть осуществлять возврат собственникам денежных средств только на основании судебного решения является недопустимым, поскольку нормами гражданского законодательства предусмотрено, что при расторжении сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Участники депутатских слушаний отметили, что предложенный вариант заключения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах гражданско-правовых договоров с управляющими организациями или региональным оператором будет способствовать решению указанного вопроса путем включения в данные договоры соответствующих условий о возврате денежных средств в случае неисполнения региональным оператором обязательств по осуществлению мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах в связи с нецелесообразностью или в связи с окончанием срока реализации государственной программы.
По вопросу продления сроков Отраслевого тарифного соглашение по организациям и предприятиям жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа &ndndash; Югры председателем ассоциации работников жилищно-коммунального хозяйства автономного округа было высказано предложение о создании межведомственной рабочей группы из представителей исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий" Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ассоциации профсоюзных организаций предприятий жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с целью принятия базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (не ниже базовой месячной тарифной ставки, принятой на федеральном уровне) и дальнейшего включения в Отраслевое тарифное соглашение по организациям и предприятиям жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014–2016 годы.
Представители органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также отмечают необходимость решения вопросов, связанных с возмещением процентных ставок предприятиям, реализующим инвестиционные программы до 1 января 2014 года, по ранее заемным средствам; по установлению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов; о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части снятия ограничения на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по дате признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, установленной статьей 16 вышеуказанного Закона; консолидации газового хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на базе одной специализированной газораспределительной организации; об ужесточении требований и применении штрафных санкций к потребителям тепловой энергии, не выполняющим требования по подготовке к новому отопительному сезону; о рассмотрении вопроса по пересмотру тарифов на предоставление коммунальных услуг по новым нормативам, утвержденным приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа от 11 ноября 2013 года № 22-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
В целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2013 года № 29-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" также высказаны предложения по увеличению субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных образований на выполнение отдельного государственного полномочия автономного округа по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также по наделению государственным полномочием органов местного самоуправления поселений.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре указывает на необходимость решения вопроса по урегулированию противоречий, связанных с осуществлением надзора не только в части соблюдения порядка оказания коммунальных услуг, но и в части осуществления контроля за их объемом и качеством, и приведению постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 июня 2012 года № 216-п "О Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в соответствии с установленными нормативами.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях дальнейшего развития жилищно-коммунального хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе &ndandash; Югре участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
1) рассмотреть обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по вопросу урегулирования противоречий, связанных с осуществлением надзора не только в части соблюдения порядка предоставления коммунальных услуг, но и в части осуществления контроля за их объемом и качеством в соответствии с установленными нормативами; и приведения постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 июня 2012 года № 216-п "О Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в соответствие с:
пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354;
пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 "О государственном жилищном надзоре";
пунктом 12.3 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 августа 2013 года № 325-п (приложение).
2) рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств и включении в "Адресную инвестиционную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов":
объектов, прошедших государственную экспертизу и получивших положительные заключения ценовой экспертизы:
- водозаборные очистные сооружения № 1. Водоочистная станция 16 000 куб.м/сутки. Реконструкция станции обезжелезивания № 1 в городе Лянторе Сургутского района (общая стоимость в текущих ценах 462 млн. рублей);
- водозаборные очистные сооружения 16 000 куб. м/сутки. Водоочистная станция 8 000 куб. м/сутки. Реконструкция станции обезжелезивания в пгт. Федоровский Сургутского района (общая стоимость в текущих ценах 195 млн. рублей);
реконструкция и расширение мощности объекта, водозаборные очистные сооружения в с.п. Нижнесортымский Сургутского района с 3 200 куб. м/сутки на 7 000 куб. м/сутки;
3) рассмотреть вопрос о создании межведомственной рабочей группы из представителей исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий" Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ассоциации профсоюзных организаций предприятий жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с целью принятия базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (не ниже базовой месячной тарифной ставки, принятой на федеральном уровне) и дальнейшего включения в Отраслевое тарифное соглашение по организациям и предприятиям жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014–2016 годы;
4) проанализировать предложения, поступившие в адрес Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (город Когалым, Советский и Сургутский районы (приложение).
2. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа рассмотреть обращение муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Урай" по вопросу внесения технических правок в приказ Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа от 11 ноября 2013 года № 22-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (приложение).
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечить разработку и утвердить графики передачи к 2016 году частным операторам (в уставных капиталах которых доля участия муниципальных образований составляет не более 25 процентов) на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление (основание – перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета от 31 мая 2013 года).
4. Провести в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в период с 23 по 26 декабря 2013 года рабочее совещание по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" на котором органам исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ответственным за его реализацию, представить в письменной форме ответы на вопросы, прозвучавшие в ходе депутатских слушаний, а также проекты нормативных документов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона автономного округа:
информацию о наличии статистических данных и расчетов, обосновывающих размеры минимальных размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014 и плановый период 2015-2016 годов, указанных в приложениях к проекту приказа Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (представленного в Думу автономного округа);
механизм правового урегулирования взаимоотношений, возникающих между собственниками и управляющими организациями и (или) региональным оператором по вопросу организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
механизм возврата денежных средств, выплаченных собственниками в качестве взносов в фонд капитального ремонта с учетом положений гражданского законодательства.
5. Информацию о решениях, принятых по результатам рассмотрения поступивших предложений, направить в соответствующие муниципальные образования автономного округа (города Когалым, Урай, Советский и Сургутский районы) и в адрес Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Председательствующий
О.С. Нам