Контрольная деятельность Думы
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" установлено, что Дума автономного округа самостоятельно, а также через свои комитеты, временные комиссии, депутатские объединения, депутатов Думы автономного округа, Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, Счетную палату автономного округа и иные создаваемые ею органы осуществляет следующие контрольные функции:
1. За соблюдением и исполнением законов автономного округа.
Дума автономного округа вправе обратиться к Губернатору автономного округа, в Правительство автономного округа и (или) органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с запросом об исполнении закона автономного округа, а также о проблемах, возникающих в процессе его исполнения. Необходимая информация представляется в Думу автономного округа не позднее 30 дней со дня получения запроса.
По результатам рассмотрения представленной информации Дума автономного округа вправе принять указанную информацию к сведению, дать официальное толкование норм соответствующего закона автономного округа, внести изменения в указанный закон автономного округа.
2. За исполнением бюджета автономного округа, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, исполнением программ автономного округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
3. За соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью автономного округа.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2010 года № 225-оз "Об управлении и о распоряжении имуществом, находящимся в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" Правительство автономного округа не позднее 1 апреля текущего года представляет в Думу автономного округа информацию об управлении собственностью автономного округа за предыдущий год, в том числе о реестре государственной собственности автономного округа, совершенных сделках в отношении объектов собственности автономного округа, перечне объектов иной собственности, переданных в управление органам государственной власти автономного округа за указанный период.
4. В части выявления, устранения или ограничения действия коррупционных факторов в принятых Думой автономного округа нормативных правовых актах.
Контроль в части выявления, устранения или ограничения действия коррупционных факторов в принятых Думой автономного округа нормативных правовых актах осуществляется в порядке, установленном постановлением Думы автономного округа от 20 марта 2009 года № 4031 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, внесенных в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и действующих нормативных правовых актов, принятых Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
Также в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" Дума автономного округа на своем заседании заслушивает ежегодный отчет Губернатора автономного округа о результатах деятельности Правительства автономного округа, в том числе по вопросам, поставленным Думой автономного округа.
В соответствии с Регламентом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным постановлением Думы автономного округа от 22 февраля 2011 года № 5268, контрольная деятельность Думы автономного округа осуществляется в следующих видах:
плановый контроль – осуществляется путем заслушивания информаций или отчетов, включенных в план работы Думы автономного округа на очередной год;
текущий контроль – осуществляется по мере необходимости. Решение о проведении текущего контроля принимается Председателем Думы по инициативе комитетов Думы.
Контрольная деятельность Думы автономного округа осуществляется в следующих основных формах:
1) заслушивание на заседаниях Думы автономного округа, ее комитетов и временных комиссий информаций, отчетов о ходе исполнения законов автономного округа, постановлений Думы автономного округа и поручений Думы автономного округа;
2) образование временных комиссий Думы автономного округа для изучения практики работы по исполнению законов автономного округа, постановлений и поручений Думы автономного округа;
3) направление депутатских запросов;
4) проведение депутатских расследований;
5) истребование информации;
6) проведение контрольных мероприятий Счетной палатой автономного округа.
Информации или отчеты, представленные в рамках реализации Думой автономного округа контрольных функций, вносятся в Думу автономного округа и подлежат рассмотрению на ее заседании.
Для предварительного рассмотрения Председатель Думы автономного округа направляет представленные информации или отчеты в соответствующие комитеты Думы автономного округа.
Перед голосованием по представленным информациям или отчетам на заседании Думы автономного округа заслушиваются представители органов, их представившие, а также председатель соответствующего комитета Думы автономного округа, который информирует присутствующих на заседании Думы автономного округа о содержании решения соответствующего комитета Думы автономного округа.
Информации или отчеты принимаются к сведению. Решение об этом считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы автономного округа, и оформляется постановлением.
Если депутаты Думы автономного округа приняли решение, что информации или отчеты представлены не в полном объеме, вопрос снимается с рассмотрения, информация о чем вносится в протокол заседания Думы автономного округа.
Информации или отчеты направляются для доработки в представивший их орган вместе с выписками из протоколов заседаний Думы автономного округа.
По результатам рассмотрения представленных информаций или отчетов Дума автономного округа вправе дать официальное толкование норм соответствующих законов автономного округа, внести изменения в указанные законы автономного округа.
Контрольная деятельность Думы автономного округа распространяется на все законы автономного округа с учетом внесенных в них изменений, за исключением законов автономного округа о признании утратившими силу законов автономного округа, о приостановлении действия отдельных положений или законов автономного округа.
Отчет о соблюдении и исполнении закона автономного округа включает:
1) перечень подзаконных актов автономного округа, принятых во исполнение положений данного закона автономного округа, с указанием конкретных положений закона автономного округа;
2) перечень подзаконных актов автономного округа, не принятых во исполнение положений данного закона автономного округа, с указанием причин;
3) объемы планового финансирования реализации закона автономного округа согласно закону (законам) о бюджете автономного округа, в том числе с разбивкой по годам, в случае, если финансирование было предусмотрено;
4) объемы фактического финансирования реализации закона автономного округа, в том числе с разбивкой по годам, в случае, если финансирование было предусмотрено;
5) общий результат реализации закона автономного округа с учетом достижения (недостижения) целей и задач и эффективности реализации закона автономного округа;
6) информацию о проблемах, возникших при реализации закона автономного округа;
7) предложения по совершенствованию норм закона автономного округа;
8) количественные и качественные показатели реализации закона автономного округа при их наличии.
Законы о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, о бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, законы об исполнении бюджета автономного округа, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа подлежат контролю в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.