Законодательные инициативы Думы
Законодательные инициативы, направленные на рассмотрение в Совет законодателей Российской Федерации
Законодательные инициативы, внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализует право в части законодательных инициатив и вносит законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что право внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Также в соответствии со статьей 20 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" устанавливается, что Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" субъекты правотворческой, в том числе законодательной, инициативы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о разработке нормативных правовых актов. Письменное предложение субъекта правотворческой (законодательной) инициативы автономного округа о разработке нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего правотворческого органа.
Письменное предложение должно содержать:
1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного правового акта;
2) обоснование необходимости принятия данного нормативного правового акта с указанием предмета правового регулирования, а также концепции нормативного правового акта, в которой дается характеристика и указываются цели будущего акта, излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия проектируемых норм, приводится примерная структура акта.
Право законодательной инициативы в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании статьи 49 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принадлежит:
депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
группе депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе фракциям;
комиссиям Думы автономного округа;
Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера;
Губернатору автономного округа;
Правительству автономного округа;
прокурору автономного округа;
органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обладающим избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч подписей.
Постоянные комиссии Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в свою очередь, по вопросам, отнесенных к их ведению, осуществляют и организуют разработку проектов федеральных законов в порядке реализации Думой автономного округа права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 19.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
Проекты федеральных законов подготавливаются и вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном главой 12 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее – Регламент).
Пунктом 1 статьи 105 Регламента устанавливается, что при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:
пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;
перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
заключение Правительства Российской Федерации (в статье 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливается, что наличие заключения Правительства Российской Федерации требуется только на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета);
заключение Правительства Российской Федерации и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции);
документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации соответственно с Верховным Судом Российской Федерации и субъектом Российской Федерации (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 105 Регламента определяется, что при внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по данному законопроекту.
Пунктом 4 статьи 105 Регламента устанавливается, что копии текста законопроекта и материалов, предусмотренных частями первой и третьей указанной статьи, а также сопроводительного письма о внесении законопроекта должны быть представлены на магнитном носителе.
Подготовленный Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект федерального закона направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для предварительной правовой оценки.