РЕКОМЕНДАЦИИ
депутатских слушаний на тему
"Законодательное обеспечение охраны окружающей среды
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"
Проведя с участием депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представителей Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, общественных организаций, учреждений и предприятий обсуждение вопросов в области законодательного обеспечения охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, участники депутатских слушаний отмечают следующее.
Конституцией Российской Федерации охрана окружающей среды отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и на федеральном уровне данному вопросу уделяется существенное внимание. В связи с этим значительная часть полномочий в области охраны окружающей среды, в том числе по установлению обязательных требований в области охраны окружающей среды, осуществлению контроля за их соблюдением и применению мер государственного принуждения реализуется непосредственно на основе федеральных законов исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Тем не менее в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется собственное правовое регулирование в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Высокая степень необходимости и значимости такого регулирования обусловлена самой спецификой автономного округа как нефтедобывающего региона, что не может не сказываться на состоянии окружающей среды.
На территории автономного округа нефтегазовая промышленность развивается преимущественно на землях гослесфонда и поэтому лесное хозяйство в первую очередь ощущает ее негативное воздействие. По данным эксплуатирующих предприятий, общая протяженность сети трубопроводов на территории автономного округа в 2012 году составляла почти 104 тыс. км, в том числе магистральных трубопроводов около 16 тыс. км.
Как отмечают специалисты, основные причины появления аварийных ситуаций – несовершенство технологии, нарушения технологических регламентов, коррозионная аварийность, составляющая 97 процентов от общего числа аварий, и дефекты оборудования.
Наряду с негативными последствиями для лесного фонда и почв аналогичные последствия прослеживаются и для поверхностных вод основных рек автономного округа, которые в целом оцениваются как "очень загрязненные" и "загрязненные". Экологический мониторинг поверхностных вод показывает, что практически для всех водотоков характерно высокое содержание меди, марганца и железа.
Факторами изменения состояния атмосферного воздуха, кроме общераспространенных выбросов автотранспорта, являются сжигание попутного нефтяного газа, выбросы котельных, обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы, испарения компонентов нефти с поверхности разливов.
Задача снижения негативного воздействия нефтегазового комплекса на окружающую среду рассматривается как важнейший элемент безопасности энергетической стратегии на всех уровнях управления.
Думой автономного округа в развитие федерального законодательства сформирована собственная региональная законодательная база в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учитывающая функционирование топливно-энергетического комплекса и эколого-географические особенности региона.
Главой 14 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры охрана окружающей среды отнесена к одной из приоритетных сфер деятельности органов государственной власти автономного округа, а при использовании природных ресурсов закреплены принципы рационального природопользования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Базовым законом автономного округа, регулирующим правоотношения в сфере охраны окружающей среды, является Закон автономного округа
"О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды". Указанным Законом разграничены полномочия между законодательной и исполнительной ветвями власти. В частности, к полномочиям Думы автономного округа отнесены принятие законов автономного округа в области охраны окружающей среды и осуществление контроля за их исполнением, а к ведению исполнительной ветви власти – полномочия, связанные с осуществлением взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды, в том числе с осуществлением государственного экологического мониторинга, проведением государственной экологической экспертизы, участию в разработке и реализации на территории автономного округа федеральных программ, а также исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия.
Законом автономного округа "О недропользовании" одним из основных принципов правового регулирования в области недропользования определен принцип минимально технически возможного воздействия на окружающую среду при пользовании недрами.
Законодательное обеспечение охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры базируется на сохранении исконной среды обитания и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Помимо указанных выше норм законов автономного округа, предусматривающих защиту интересов коренных малочисленных народов, Думой автономного округа принят Закон автономного округа "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Систему правового регулирования отношений в области охраны окружающей составляют также реализуемые в автономном округе целевые программы, утверждаемые Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011–2013 годах и на период
до 2015 года", "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года".
В области обращения с отходами производства и потребления приняты:
Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (постановление Правительства автономного округа от 03 июня 2011 года № 191-п);
Схема обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 03 января
2011 года № 625-рп).
По данным регионального кадастра отходов на территории автономного округа в 2012 году образовалось 4 333,7 тыс. тонн отходов производства и потребления, в том числе:
коммунальные – 972,1 тыс. тонн;
промышленные – 3 361,6 тыс. тонн.
Из них 53,2 процента тонн отходов используется (~2,25 млн. тонн), 8,0 процентов (~0,34 млн. тонн) – обезвреживается, 38,8 процента (1,64 млн. тонн) идет на захоронение.
В 2012 году на реализацию целевых программ "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года", "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года", "Чистая вода" на 2011–2013 годы и на период до 2015 года" направлено 32 922 млн. рублей, из них 93,2 процента (30 684,5 млн. рублей) приходится на внебюджетные источники – собственные средства природопользователей.
Значительную часть территории автономного округа составляют земли лесного фонда. Лесистость территории автономного округа составляет
53,9 процента. Основной способ охраны лесов – это осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
В целях эффективного решения задач по организации тушения лесных пожаров, оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с пожароопасным периодом, на территории автономного округа утвержден сводный план тушения лесных пожаров в автономном округе на 2013 год.
Действующая ведомственная программа "Профилактика и тушение лесных пожаров на 2011–2013 годы и на период 2015 года" включает в себя мероприятия, направленные на:
тушение лесных пожаров;
содержание служб лесного пожаротушения;
материально-техническое оснащение, включающее в себя приобретение специализированной техники и оборудования для профилактики и тушения лесных пожаров;
содержание и обслуживание материально-технической базы;
проведение мониторинга пожарной опасности, включающего в себя создание условий для предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, в том числе по границам с населенными пунктами;
разработку проектов противопожарного обустройства лесов на территории автономного округа;
проведение работ по противопожарному обустройству по границам с населенными пунктами на территории автономного округа.
Водные ресурсы автономного округа служат основным источником водоснабжения и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.
Обратной стороной высокого уровня экономического развития является усиление негативного воздействия на водные объекты. Наиболее опасные процессы, влияющие на качество поверхностных вод автономного округа, это нефтяное и солевое загрязнения, а также сброс сточных вод ненормативного качества.
Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующие этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций главным образом затрагивает малые и средние реки. Интенсивное воздействие на береговую линию этих водных объектов приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов и как следствие, к снижению качества воды, снижению водопропускной способности рек, сокращению биологического разнообразия рек. В то же время состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного округа и повышения качества проживающего в нем населения.
Территория автономного округа традиционно относится к зоне промысловой охоты. Здесь обитают практически все представители охотничьих животных и птиц, характерные для таежной зоны Западной Сибири.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об охоте и
о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработана ведомственная целевая программа автономного округа "Развитие охотничьего хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011–2013 годы", в рамках которой подготовлена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории автономного округа.
Проводится экологическая паспортизация территории автономного округа. В информационно-аналитический комплекс "Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" с начала ведения внесена информация о 23 575 источниках негативного воздействия на окружающую среду, из них 2 206 источники водопотребления и выпусков сточных вод, 4 599 – объекты размещения отходов, 16 770 – источники выбросов в атмосферный воздух.
Одним из важнейших направлений охраны окружающей среды в автономном округе являются сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). Частичное или полное изъятие из хозяйственного использования природных комплексов осуществляется в целях поддержания ландшафтно-экологического равновесия, сохранения биоразнообразия.
Сегодня в автономном округе функционирует сеть из 24 ООПТ (без учета территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов), их них 5 федерального, 12 регионального
и 7 местного подчинения. Общая площадь указанных ООПТ составляет 5,2 процента от площади автономного округа.
Основная деятельность на ООПТ ведется по трем направлениям: охрана территории, научно-исследовательская работа, эколого-просветительская деятельность.
В 2013 году выходит второе издание Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Современное состояние экологических проблем освоения нефтяных и газовых месторождений свидетельствует о необходимости совершенствования экономического механизма управления природопользованием, ужесточения контроля за утилизацией отходов и качеством окружающей среды, стимулирования предприятий к внедрению и использованию современных технологий, минимизирующих отрицательные экологические последствия хозяйственной деятельности.
Применительно к основному промышленному производству автономного округа основными направлениями минимизации являются профилактика аварийных разливов нефти, совершенствование технологий рекультивации загрязненных земель, защита и восстановление ландшафтов при разработке месторождений, снижение углеводородного загрязнения компонентов природной среды.
Решение этих и других природоохранных задач остается одним из приоритетных направлений законодательной деятельности Думы автономного округа так же, как и реализация экологической политики исполнительными органами государственной власти автономного округа.
Участники депутатских слушаний отмечают, что отдельные вопросы в области регулирования природоохранных отношений требуют дополнительной проработки.
Отмечаются проблемы, возникающие при проведении государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ).
Проведение ГЭЭ регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и "Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года № 698 (далее – Положение). Только за последние два года в вышеуказанный Закон 6 раз были внесены изменения. В "Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы" 14 пунктов из 29 имеющихся требуют корректировки, в том числе в части:
определения органов, уполномоченных на проведение ГЭЭ;
перечня объектов, подлежащих ГЭЭ;
сроков проведения ГЭЭ.
Возникают вопросы по исполнению переданных полномочий в области ГЭЭ, поскольку на федеральном уровне отсутствует регламент проведения ГЭЭ.
Необходимо совершенствование понятийного аппарата в области проведения государственной экологической экспертизы. Отсутствуют технические регламенты, устанавливающие экологические требования, на соответствие которым необходимо проверить проект при проведении ГЭЭ, не установлены требования к содержанию и форме представляемых на ГЭЭ материалов, за исключением проектной документации по объектам строительства.
В условиях современного развития телекоммуникационных технологий требуют совершенствования и нормативные акты, регулирующие вопросы проведения общественных обсуждений. Применение современных технологий в данном вопросе позволят обеспечить эффективное взаимодействие с общественностью, объективность результатов опросов общественного мнения.
Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры актуальным является решение вопросов, связанных с правовым регулированием отношений по рекультивации загрязненных земель. Ежегодно в автономном округе происходит более 3 000 аварийных разливов на трубопроводных системах, и по состоянию на 1 января 2013 года площадь нефтегазрязненных земель составляет 5 109 га.
Качество рекультивационных работ напрямую зависит от качества проектной документации, в соответствии с которой производится данный вид работ. Соответственно, небезосновательными являются предложения о необходимости рассмотрения вопроса об отнесении проектов рекультивации загрязненных земель к объектам ГЭЭ регионального уровня.
Участники депутатских слушаний отмечают, что действующее законодательство не устанавливает четких сроков рекультивации нарушенных земель. Нефтезагрязненные земли включаются в программы рекультивации, но сроки их выполнения могут быть необоснованно длительными.
Имеются правовые пробелы и в вопросах регулирования отношений по приемке рекультивированных земель.
Охрана окружающей среды неразрывно связана с соблюдением требований промышленной и экологической безопасности, градостроительного и иного законодательства. Эффективность природоохранных мероприятий зависит от комплексности правового регулирования.
В рассматриваемой сфере общественных отношений отмечается необходимость предельно четкого и ясного регулирования вопросов эксплуатации нефтепроводов и водоводов, а также проведения экспертиз промышленной безопасности.
Документом, устанавливающим требования к эксплуатации трубопроводов для транспортировки нефти, газа и попутно добываемой пластовой воды является РД-39-132-94 – Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов, утвержденные 30 декабря 1993 года Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
Вышеуказанные правила не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и не отражают вопросы строительства и эксплуатации трубопроводов в современных условиях. Технологии укладки труб, применения марок стали, проведения ревизий, расчетов остаточного ресурса подлежат безусловному пересмотру, уточнению с учетом современных реалий.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" с 1 января 2014 года в отношении опасных производственных объектов 4 класса опасности плановые проверки проводиться не будут.
По информации Северо-Уральского Управления Ростехнадзора, практически все нефтепромысловые трубопроводы будут отнесены к
4 классу опасности, а следовательно, выпадут из поля зрения контролирующих органов.
Ежегодно контролирующими органами выявляются факты эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов, нефтяных скважин при отсутствии разрешений на ввод в эксплуатацию, построенных без соответствующих разрешений на строительство. По данному вопросу отмечается несовершенство законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Несмотря на большую общественную опасность эксплуатации объекта капитального строительства без соответствующего разрешения, административная санкция за данное правонарушение не сопоставима с санкцией за строительство объекта капитального строительства без соответствующего разрешения (части 1 и 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом сроки давности привлечения к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованно короткими.
Представители органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также отмечают необходимость установления на федеральном уровне административной ответственности за нарушение установленных федеральными нормативными правовыми актами правил и норм в области благоустройства и озеленения территорий.
Участники депутатских слушаний отмечают необходимость рассмотрения вопроса о внесении изменений в целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2011 года № 403-п, по обращениям органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Участники депутатских слушаний, учитывая значительный объем нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды, промышленной и экологической безопасности, отмечают, что отдельные вопросы, регулирующие данные правоотношения, остаются нерешенными на сегодняшний день, считают необходимым их дополнительное нормативное регулирование и рекомендуют:
Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
1.1. Обратиться в федеральные органы государственной власти Российской Федерации по вопросу необходимости совершенствования правового регулирования в сферах экологической паспортизации территорий, осуществления общественного контроля, проведения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, регулирования вопросов рекультивации нарушенных (загрязненных) земель, эксплуатации нефтепроводов и водоводов.
1.2. Обратиться с законодательными инициативами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам установления административной ответственности за нарушение правил и норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в области благоустройства и озеленения территорий, и ужесточения административной ответственности за эксплуатацию объектов капитального строительства без разрешения.
2. Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
2.1. Рассмотреть обращения органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по вопросу внесения изменений в целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2011 года № 403-п.
Председательствующий
О.С. Нам