Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 октября 2005 г. № 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (с изменениями от 28 июня 2007 г., 8 июня, 12 октября 2009 г., 3 февраля, 2 апреля 2010 г., 31 января, 30 сентября 2011 г., 30 мая 2013 г., 27 июня 2014 г., 20 февраля, 27 сентября, 29 октября 2015 г., 30 января 2016 г., 24 сентября 2020 г., 27 мая 2022 г., 13 марта, 29 ноября 2023 г., 21 февраля 2024 г.)
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
30 сентября 2005 года
Настоящий Закон во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяет структуру, порядок формирования и деятельности Правительства - высшего исполнительного органа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры
1. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Правительство) является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ).
2. Утратил силу.
3. Правительство обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, законов и иных нормативных правовых актов автономного округа на территории автономного округа и согласованную деятельность иных исполнительных органов автономного округа (далее – исполнительные органы).
3.1. Правительство возглавляет Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Губернатор автономного округа).
4. Правительство ответственно и подотчетно Губернатору автономного округа, а также Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Дума автономного округа) по вопросам исполнения законов автономного округа.
5. Правительство является юридическим лицом, имеет гербовую печать, бланки, штампы, счета в банках и других кредитных организациях.
Образцы гербовой печати, бланков и штампов Правительства утверждаются постановлением Правительства.
Глава 2. Структура, состав, порядок формирования и полномочия Правительства
Статья 2. Формирование Правительства
Губернатор автономного округа во исполнение Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и настоящего Закона формирует персональный состав Правительства.
Статья 3. Состав Правительства
1. В состав Правительства входят Губернатор автономного округа, первые заместители Губернатора автономного округа, заместители Губернатора автономного округа, а также по решению Губернатора автономного округа – руководители органов государственной власти автономного округа и главы муниципальных образований автономного округа (далее – члены Правительства).
2. Первые заместители Губернатора автономного округа, заместители Губернатора автономного округа назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором автономного округа.
3. Первый заместитель Губернатора автономного округа, заместитель Губернатора автономного округа, руководитель Аппарата Губернатора, Правительства – заместитель Губернатора автономного округа, директор департамента – заместитель Губернатора автономного округа, руководитель Представительства – заместитель Губернатора автономного округа, впервые назначенные на государственную должность автономного округа, приносят присягу следующего содержания:
"Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уважать права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения автономного округа и действовать во благо Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
Лицо, назначенное на одну из государственных должностей автономного округа, указанных в абзаце первом настоящего пункта, приносит присягу на первом после его назначения заседании Правительства. При этом указанное лицо, ранее принесшее присягу, при его назначении на одну из государственных должностей автономного округа, указанных в абзаце первом настоящего пункта, присягу не приносит.
Статья 4. Прекращение полномочий Правительства
1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором автономного округа.
1.1. В случае сложения полномочий или отставки Правительство автономного округа продолжает действовать до сформирования нового Правительства автономного округа.
2. Новый состав Правительства должен быть сформирован не позднее трехмесячного срока со дня прекращения полномочий Правительства.
Статья 5. Полномочия Правительства
Правительство в соответствии с компетенцией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и в пределах своих полномочий, установленных Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, законом автономного округа:
1) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
2) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав
и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
3) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
5) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
6) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;
7) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины
и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
8) устанавливает порядок заключения брака в торжественной обстановке;
9) разрабатывает проект бюджета автономного округа;
10) обеспечивает исполнение бюджета автономного округа и готовит отчет об исполнении бюджета автономного округа, ежегодный отчет
о результатах деятельности Правительства, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ автономного округа для представления их Губернатором автономного округа в Думу автономного округа;
11) управляет и распоряжается собственностью автономного округа
в соответствии с законами автономного округа, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление автономному округу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
12) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства,
и утверждает (одобряет) такие документы;
13) предлагает органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному закону) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, законам и иным нормативным правовым актам автономного округа, а также вправе обратиться в суд;
14) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, законами автономного округа, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти, договорами и соглашениями с органами государственной власти Тюменской области.
Глава 3. Взаимоотношения Правительства с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, организациями
Статья 6. Взаимодействие Правительства с Думой автономного округа
1. Правительство обладает правом законодательной инициативы в Думе автономного округа.
2. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Думу автономного округа законопроектов, одобренных распоряжением Правительства.
3. Правительство вправе участвовать в разработке плана законопроектных работ Думы автономного округа и вносить соответствующие предложения по его изменению и дополнению.
3.1. В целях обеспечения взаимодействия с Думой автономного округа Правительство вправе назначить своего полномочного представителя.
4. Для представления в Думе автономного округа внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.
5. Члены Правительства, его полномочный представитель, официальные представители вправе присутствовать на заседаниях Думы автономного округа, образованных ею комитетов, комиссий и иных органов с правом совещательного голоса.
6. Утратил силу
7. Утратил силу
Статья 7. Отношения Правительства с исполнительными органами
1. Правительство на основании постановлений Губернатора автономного округа формирует исполнительные органы, утверждая их штатные расписания.
2. Исполнительные органы вносят в Правительство проекты законодательных, иных нормативных правовых актов автономного округа и других документов, по которым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа требуется принятие решений Правительства.
3. Правительство на основе предложений исполнительных органов формирует и утверждает ежегодные планы основных мероприятий, реализуемых Правительством и исполнительными органами, прогнозные показатели деятельности исполнительных органов, рассматривает отчеты об исполнении планов и достижении прогнозных показателей деятельности исполнительных органов в порядке, установленном Регламентом Правительства автономного округа.
Годовые планы основных мероприятий, реализуемых Правительством и исполнительными органами, подлежат корректировке по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал.
4. Правительство вправе отменять акты исполнительных органов или приостанавливать действие этих актов.
5. Правительство вправе образовывать координационные, совещательные органы (коллегии, комиссии, советы, рабочие группы) при Правительстве с участием представителей исполнительных органов, а также иных федеральных государственных органов по согласованию с ними.
Статья 8. Отношения Правительства с органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Правительство в пределах своих полномочий и в целях обеспечения единства государственных интересов с интересами местного самоуправления оказывает содействие деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
2. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и сообщает им о результатах рассмотрения этих предложений.
3. Правительство в пределах своей компетенции участвует в разрешении споров и разногласий исполнительных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Для разрешения споров в порядке, установленном Регламентом Правительства, может создаваться согласительная комиссия из представителей заинтересованных сторон.
Статья 8.1. Взаимодействие Правительства с ассоциацией "Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
1. Правительство в порядке, установленном Регламентом Правительства:
1) привлекает представителей ассоциации "Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Совет муниципальных образований) к участию в своей работе в качестве членов экспертных групп, консультативных советов, координационных комиссий;
2) организует и осуществляет совместно с Советом муниципальных образований сбор, изучение и обмен информацией в сфере местного самоуправления с целью распространения лучшей практики по исполнению полномочий органами местного самоуправления.
2. Для обеспечения постоянного взаимодействия с Советом муниципальных образований Губернатор автономного округа назначает полномочного представителя Правительства в Совете муниципальных образований в порядке, установленном Регламентом Правительства.
Полномочный представитель Правительства автономного округа в Совете муниципальных образований в соответствии с порядком, установленным уставом Совета муниципальных образований, принимает участие в работе общих собраний членов Совета муниципальных образований с правом совещательного голоса, запрашивает необходимые материалы и информацию о деятельности Совета муниципальных образований.
Статья 9. Отношения Правительства с федеральными органами исполнительной власти
1. Правительство представляет интересы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в федеральных органах исполнительной власти, межведомственных и иных федеральных комиссиях в установленном порядке в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Правительства, поручениями Губернатора автономного округа.
2. Правительство обеспечивает выполнение решений федеральных органов исполнительной власти, запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов информацию и сведения, необходимые для решения возложенных на Правительство задач и полномочий, организует исполнение соглашений с федеральными органами исполнительной власти.
Глава 4. Организация деятельности Правительства
Статья 10. Вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства
1. Исключительно на заседаниях Правительства:
1) принимаются решения о представлении проекта бюджета автономного округа, консолидированного бюджета автономного округа и отчета об исполнении бюджета автономного округа, а также о формировании фондов автономного округа;
2) рассматриваются проекты программ автономного округа в экономической, социальной и иных сферах на долгосрочный период;
3) принимаются решения о внесении законодательных предложений об изменениях в налоговом законодательстве и законодательстве о бюджетной системе и финансово-кредитных отношениях, а также в иных сферах, затрагивающих интересы автономного округа как субъекта Российской Федерации, права и свободы граждан;
4) утратил силу;
5) утверждается (изменяется, дополняется) Регламент Правительства;
6) принимаются решения по иным вопросам в соответствии с Регламентом Правительства.
2. Губернатор автономного округа вправе внести на заседание Правительства любой вопрос.
Статья 11. Акты Правительства
1. Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства. Регламент Правительства утверждается постановлением Правительства.
3. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
4. Постановления и распоряжения Правительства оформляются на специальных бланках Правительства, подписываются Губернатором автономного округа или в соответствии с Регламентом Правительства одним из его первых заместителей.
5. Постановления Правительства, за исключением постановлений, со-держащих сведения, относимые к государственной тайне, а также распоряжения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Правительства в соответствии с законом автономного округа и нормативными правовыми актами Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа.
6. Порядок вступления в силу актов Правительства определяется законом автономного округа.
7. Акты Правительства могут быть обжалованы в судебном порядке.
8. Правительство осуществляет контроль за исполнением принятых им актов непосредственно или через исполнительные органы.
9. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу (Основному закону) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законам автономного округа, договорам автономного округа и постановлениям Губернатора автономного округа могут быть отменены Губернатором автономного округа или самим Правительством, а также в порядке, установленном федеральным законодательством.
10. Правительство может принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Статья 12. Утратила силу
Статья 13. Полномочия членов Правительства
1. Члены Правительства:
1) участвуют в заседаниях Правительства и выработке решений (актов) Правительства;
2) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство, проводят необходимые согласования;
3) исполняют иные полномочия, определенные законодательством автономного округа.
1.1. Первый заместитель Губернатора автономного округа, заместитель Губернатора автономного округа координируют и контролируют деятельность исполнительных органов, находящихся в их ведении в соответствии с утвержденным Губернатором автономного округа распределением обязанностей, дают им поручения, издают распоряжения, оформляемые в соответствии с Регламентом Правительства автономного округа, а также несут персональную ответственность за их деятельность.
2. В случае временного отсутствия первого заместителя Губернатора автономного округа, заместителя Губернатора автономного округа его обязанности исполняет один из первых заместителей Губернатора автономного округа, заместителей Губернатора автономного округа в соответствии с утвержденным Губернатором автономного округа распределением обязанностей.
Статья 14. Утартила силу
Статья 15. Утратила силу
Статья 16. Заседания и решения Правительства
1. Заседания Правительства проводятся Губернатором автономного округа, а в его отсутствие - первым заместителем Губернатора автономного округа, заместителем Губернатора автономного округа по мере необходимости. Дата заседания Правительства определяется Губернатором либо лицом, его замещающим.
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства.
2. Члены Правительства участвуют в заседаниях Правительства лично.
3. Заседание Правительства считается правомочным в присутствии не менее половины от установленного количества членов Правительства с правом решающего голоса.
4. Правительство может рассматривать отдельные вопросы в порядке заочного опроса в соответствии с Регламентом Правительства.
5. Перечень лиц, приглашаемых на заседание Правительства, определяется в соответствии с Регламентом Правительства.
6. Решения Правительства принимаются в порядке, определенном Регламентом Правительства.
7. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Губернатором автономного округа, если иное не определено федеральными законами или законами автономного округа.
8. Информирование через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и принятых решениях организуется в соответствии с Регламентом Правительства.
Статья 17. Утратила силу
Статья 18. Финансовое обеспечение Правительства и исполнительных органов
Финансовое обеспечение Правительства и возглавляемых им исполнительных органов осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, предусмотренных отдельной строкой.
Статья 19. Обеспечение деятельности Правительства
1. Обеспечение деятельности Правительства осуществляет Аппарат Губернатора, Правительства автономного округа.
2. По решению Губернатора автономного округа иные исполнительные органы осуществляют функции по обеспечению исполнения полномочий Правительства.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 20. Вступление Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. С момента вступления в действие настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 29 мая 1996 года N 16-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа";
2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 27 ноября 2000 года N 102-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2000, N 11 (ч. 1), ст. 863);
3) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 70-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2002, N 10, ст. 1311);
4) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 марта 2004 года N 19-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2004, N 3, ст. 318).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В. Филипенко
г. Ханты-Мансийск
12 октября 2005 года
N 73-оз