Информация о деятельности Координационного совета
представительных органов местного самоуправления
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в 1998 - 2015 годах
Местное самоуправление осуществляется на всей территории автономного округа: в 26 городских, 57 сельских поселениях, 9 муниципальных районах и 13 городских округах. Всего в округе насчитывается 105 муниципальных образований.
В представительные органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа избрано 1271 человек. Из них 427 являются депутатами Дум городских округов и муниципальных районов, 844 депутатами Советов депутатов городских и сельских поселений автономного округа.
Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры активно сотрудничает с представительными и исполнительными органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это взаимодействие проявляется в разных направлениях.
Думой автономного округа большое значение придается учебе депутатского корпуса, обобщению и распространению опыта их работы, расширению информационного обмена. Регулярно проводятся семинары-совещания, семинары-практикумы, научно-практические конференции, «круглые столы», стажировки для депутатов и муниципальных служащих. 2011-2014 годы организовано 12 семинаров для депутатов разных уровней и 8 «круглых столов», 3 научно-практические конференции. Программы семинаров направлены на обучение депутатов комплексному решению социальных и экономических задач устойчивого развития муниципальных образований, организации деятельности представительного органа.
Депутаты Думы автономного округа принимают активное участие в заседаниях городских и районных Дум.
Организуются рабочие поездки Председателя, заместителей Председателя Думы автономного округа в территории.
При Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 1998 года существует совещательный орган – Координационный совет представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, действующий на основании Положения. В связи с принятием и реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реформированием местного самоуправления, изменением федерального законодательства и законодательства автономного округа, увеличением числа муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре внесены изменения в Положение о деятельности Координационного совета.
Положение о Координационном совете представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пятого созыва утверждено Постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 апреля 2011 года № 81.
Основными задачами Координационного совета являются координация действий представительных органов местного самоуправления по важнейшим вопросам развития муниципальных образований, изучение и распространение опыта работы представительных органов в решении вопросов местного значения, выработка рекомендаций по совершенствованию работы представительных органов, укрепление взаимодействия представительных органов городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, обобщение и распространение положительного опыта представительных органов по применению законов и иных нормативных актов, развитию нормативной правовой базы местного самоуправления.
В состав Координационного совета входят депутаты представительных органов, делегированные в соответствии с настоящим Положением, и депутаты Думы автономного округа.
От каждого представительного органа городских округов и муниципальных районов в состав Координационного совета по должности входит председатель представительного органа, а в случае, если представительный орган возглавляет глава муниципального образования автономного округа, – глава муниципального образования автономного округа или один из заместителей председателя представительного органа.
От представительных органов городских поселений с численностью избирателей свыше 10 тысяч человек в состав Координационного совета по должности входит председатель совета поселения, а в случае, если представительный орган возглавляет глава поселения, – глава поселения или один из заместителей председателя совета поселения.
В случае невозможности участия в работе Координационного совета председателя представительного органа либо главы муниципального образования автономного округа или одного из заместителей председателя представительного органа, если представительный орган возглавляет глава муниципального образования автономного округа, в состав Координационного совета входит депутат, уполномоченный решением представительного органа.
В состав Координационного совета от Думы автономного округа по должности входят Председатель Думы автономного округа и один из его заместителей, определяемый Председателем Думы автономного округа.
Председателем Координационного совета является Председатель Думы автономного округа.
На первом заседании Координационного совета избираются заместители председателя, секретарь Координационного совета, Президиум Координационного совета.
Заседания Координационного совета проходят ежеквартально в соответствии с перспективным планом работы, утверждаемым Координационным советом на очередной год.
На заседания Координационного совета и его Президиума приглашаются депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представители органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, прокуратуры автономного округа, общественных объединений, средств массовой информации, иные лица.
Решения Координационного совета и его Президиума носят рекомендательный характер и могут направляться Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, средства массовой информации, иные заинтересованные органы и организации.
Координационный совет пятого созыва состоит из 32 человек, из них 16 являются главами муниципальных образований городов, районов и городского поселения Излучинск Нижневартовского района; 3 человека председатели, 3 заместители председателей Дум городов и районов, 7 председатели Советов депутатов городских поселений. 1 депутат Думы Советского района, 2 депутаты Думы автономного округа. Возглавляет Совет Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Хохряков Борис Сергеевич. Заместителями председателя Совета избраны Сальников Александр Иванович – заместитель Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Салахов Раис Закиевич – глава города Югорска и Ерышев Руслан Николаевич – заместитель председателя Думы Ханты-Мансийского района.
За 1998–2015 годы прошло 44, за пятый созыв 16 заседаний Координационного совета.
В связи с совершенствованием структуры, разграничением полномочий между органами местного самоуправления автономного округа, большое внимание на заседаниях уделяется нормативному обеспечению данных проблем. Членами Координационного совета обсуждена и поддержана инициатива Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» о внесении изменений в структуру и порядок формирования органов местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Рассматривались вопросы: «О проекте постановления Думы автономного округа «О разграничении полномочий между представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, и главой местной администрации, назначаемым на должность по контракту, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»; «Об определении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с переходом на новую систему управления в муниципальных образованиях (введением должности главы местной администрации, назначаемого по контракту)».
Особенностями организации местного самоуправления в Советском районе; городах Нягани и Югорске делились главы муниципальных образований Удинцев С.В., Нефедьев В.А., Салахов Р.З.
Обсуждена практика работы Совета депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района, Думы Ханты-Мансийского района с исполнительно-распорядительными органами данных муниципальных образований. Взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с органами местного самоуправления поселений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассмотрено на примере Белоярского и Октябрьского районов. В результате этой системной работы 19 из 22 муниципальных образований городов и районов округа возглавляют главы муниципальных образований, избранные из состава депутатов, исполняющие полномочия председателей Дум.
Для повышения качества подготовки принимаемых нормативно правовых актов в сфере местного самоуправления, предотвращения их противоречия действующему законодательству заслушана информация «О взаимодействии органов прокуратуры с органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере правотворческой деятельности». Регулярно, дважды в год с информацией «О практике прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» выступают представители прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
К основным направлениям своей деятельности Совет относит обобщение и распространение лучшего опыта работы представительных органов местного самоуправления муниципальных образований. Заслушаны вопросы: «О практике осуществления Думой Нижневартовского района контрольных функций в части принятия планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении», «Об опыте работы депутатов Думы города Нефтеюганска со средствами массовой информации и населением», «О практике работы депутатов Думы города Лангепас с обращениями граждан (проблемы и пути решения)», «О повышение роли депутатских объединений в деятельности представительных органов местного самоуправления», «О практике принятия Думой города Сургута бюджета муниципального образования. Роль аппарата представительного органа в данном процессе», «О разработке и утверждении Правил благоустройства муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и т.д.
Много внимания в повестках заседаний отводится рассмотрению реализации Федеральных Законов, Государственных программ и Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Например, дважды рассматривался вопрос о ходе реализации Федерального Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В результате расширился перечень муниципальных услуг, более оперативно и в большем объеме информация стала размещаться на сайтах муниципальных образований в сети Интернет.
«Об опыте работы муниципальных образований по реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» и целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Содействие занятости населения на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года»
«О ходе реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011 2012 годы" (реализация Федерального закона от 27.07.2007 № 185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
О реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части внедрения энергосервисных контрактов в бюджетной сфере и жилищном фонде муниципальных образований».
«О работе муниципальных образований по реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 -2013 годах, на период до 2015 года»
«О практике применения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в муниципальных образованиях Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, проблемах и способах их решения.
С целью активизации деятельности по противодействию коррупции на муниципальном уровне изучена практика работы органов местного самоуправления Белоярского района, обсуждена концепция научно-практической конференции "Правовые вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне".
Анализ вопросов поставленных за последние три года Советом в повестку дня своих заседаний свидетельствует о том, что на обсуждение выносятся актуальные, животрепещущие для муниципальных образований проблемы. Членами Координационного совета активно обсуждались программы улучшения жилищных условий населения округа, реформирования жилищно-коммунального комплекса, программы строительства и реконструкции дорог, реализация социальной политики в автономном округе, создание благоприятного инвестиционного климата и условий для развития малого и среднего бизнеса.
На каждом заседании члены Координационного совета информируются об основных изменениях в федеральном законодательстве и законодательстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере местного самоуправления, что способствует приведению в соответствие с законодательством уставы и нормативно-правовые акты муниципальных образований.
Основной формой работы Координационного совета является заседание. Вместе с тем, имеется практика проведения «круглых столов» по актуальным вопросам накануне пленарных заседаний, не входящих в повестку дня. Обсуждены вопросы "О ходе реализации в 2012 году целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Укрепление пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012–2013 годах и на период до 2015 года" и ведомственной целевой программы Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Профилактика и тушение пожаров на 2011–2013 годы" (опыт муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оценка эффективности)", «О развитии молодежного парламентаризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.», «О развитии негосударственных форм дошкольного образования в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре».
Заседания Совета носят выездной характер. География проведения – это весь автономный округ. Из 22 территорий они проходили в 20 исключение город Лангепас, Октябрьский район. В рамках проведения заседаний участники знакомятся с деятельностью предприятий, организаций, культурными и социальными объектами муниципалитетов.
Активное участие в заседаниях принимали депутаты Думы автономного округа Дегтярев С.Ю., Созонов П.М., Смирнов А.В., Нам О.С депутаты Тюменской областной Думы Белоконь Т.П., Корепанов Г.С., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Симановский Л.Я., прокурор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кондратьев А.Ф..
Решения Координационного совета носят рекомендательный характер, рассылаются во все заинтересованные структуры. По многим затронутым на заседаниях проблемам направляются обращения в Думу автономного округа, Правительство автономного округа, федеральные и окружные структуры. Например после рассмотрения вопроса « О возможности создания единого сайта в сети «Интернет» (как средства массовой информации) для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения их проектов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей официальной информации, а также о возможности внесения в качестве законодательной инициативы соответствующего проекта федерального закона» принято решение «Рекомендовать Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотреть вопрос о возможности выхода с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в федеральное законодательство, предусматривающее наделение органов местного самоуправления полномочиями по учреждению сетевого издания, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, для официального опубликования муниципальных правовых актов. После обсуждения практики работы Счетной палаты города Радужный, Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендовано изучить опыт других субъектов Российской Федерации и рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части отнесения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования муниципальным должностям.
По некоторым обсуждаемым проблемам, для выяснения единых подходов, создаются рабочие группы, состоящие из членов Совета, сотрудников профильных Департаментов автономного округа и заинтересованных лиц. Например, после рассмотрения вопроса "О реализации полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в поселениях" созданной рабочей группе поручено изучить законодательство субъектов Российской Федерации в части предоставления компенсации недополученных доходов транспортными компаниями, осуществляющими предоставление транспортных услуг в поселениях. Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предложено разработать типовой проект стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Перевозка пассажиров автомобильным транспортом" и типовой порядок организации транспортного обслуживания общественным автомобильным транспортом.
На основании принимаемых решений вносятся изменения в нормативную базу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, вырабатываются единые подходы в реализации Программ и Законов, внедряется лучший опыт работы муниципальных образований. Создана система контроля за исполнением принимаемых решений. На заседаниях Совета, дважды в год, рассматриваются отчеты об их исполнении.
Материалы заседаний публикуются в сборнике "Местное самоуправление", размещаются на официальном сайте Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в разделе «Дума и органы местного самоуправления». За пятый созыв издано 15 сборников.
Практика работы Координационного совета может рассматриваться как один из примеров поиска эффективных форм взаимодействия Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и представительных органов местного самоуправления муниципальных образований.