Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2012 г. N 102-оз "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 28 мая 2015 г., 16 июня 2016 г., 31 мая 2018 г., 24 февраля, 29 сентября 2022 г.)
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
27 сентября 2012 года
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отдельные отношения в сфере туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, цель и задачи настоящего Закона
1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Целью настоящего Закона является создание условий для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан, лиц без гражданства в сфере туризма в автономном округе, обеспечения прав и интересов физических и юридических лиц, охраны окружающей среды и рационального использования природного и культурного наследия при осуществлении туристской деятельности в автономном округе.
3. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:
1) создание нормативной правовой базы для регулирования отношений в сфере туризма в автономном округе;
2) развитие приоритетных направлений туристской деятельности в автономном округе;
3) создание условий для развития саморегулируемых организаций в сфере туризма в автономном округе в порядке, установленном федеральным законодательством;
4) формирование в автономном округе современной конкурентоспособной и высокоэффективной туристской индустрии, способствующей созданию новых рабочих мест, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан, лиц без гражданства в разнообразных и качественных туристских услугах;
5) создание условий для развития туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с учетом прав и законных интересов указанных народов и продвижения туристских продуктов.
Статья 2. Полномочия органов государственной власти автономного округа по созданию благоприятных условий для развития туризма в автономном округе
1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по созданию благоприятных условий для развития туризма в автономном округе относятся:
1) принятие законов автономного округа по созданию благоприятных условий для развития туризма в автономном округе и контроль за их исполнением;
2) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
2. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа) по созданию благоприятных условий для развития туризма в автономном округе относятся:
1) определение основных задач в сфере туризма и приоритетных направлений развития туризма в автономном округе;
2) обеспечение в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа, разработки, утверждения (одобрения) и реализации документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям автономного округа;
3) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в автономном округе;
4) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории автономного округа, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
5) реализация мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории автономного округа;
6) утратил силу с 1 января 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 мая 2018 г. N 44-оз
7) утратил силу с 1 января 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 мая 2018 г. N 44-оз
8) содействие в продвижении туристских продуктов автономного округа на внутреннем и мировом туристских рынках;
9) реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в автономном округе, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
10) реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
11) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне;
12) участие в реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;
13) участие в информационном обеспечении туризма, создание в автономном округе туристских информационных центров и обеспечение их функционирования;
13.1) создание аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, внесение сведений об экскурсоводах (о гидах) и о гидах-переводчиках в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
13.2) утверждение формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика;
13.3) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников, а также утверждение положения о данном виде контроля (надзора);
14) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законами автономного округа.
3. Осуществление отдельных полномочий Правительства автономного округа по созданию благоприятных условий для развития туризма в автономном округе, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с законодательством автономного округа на исполнительные органы автономного округа, за исключением осуществления полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Государственная поддержка субъектов туристской индустрии в автономном округе
1. Государственная поддержка субъектам туристской индустрии - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в автономном округе и осуществляющим туристскую деятельность в автономном округе, оказывается в соответствии с государственными программами, а также иными нормативными правовыми актами автономного округа, в том числе путем:
1) предоставления за счет средств бюджета автономного округа субсидий и грантов;
2) обеспечения информационно-консультационного содействия;
3) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных.
2. Финансирование расходов, связанных с оказанием государственной поддержки субъектам туристской индустрии, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
Статья 4. Туристская символика автономного округа
1. Субъекты туристской индустрии автономного округа в целях повышения эффективности деятельности по продвижению туристского продукта автономного округа и качества туристских услуг могут использовать единую туристскую символику автономного округа.
2. Единая туристская символика автономного округа и порядок ее использования утверждаются Правительством автономного округа.
Статья 5. Реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии в автономном округе
1. В автономном округе осуществляется ведение реестра туристских ресурсов и организаций туристской индустрии.
2. В реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии в автономном округе включаются сведения о природных, исторических, социально-культурных объектах, в том числе об объектах туристского показа, постоянно действующих туристских маршрутах, горнолыжных трассах, пляжах и других объектах, находящихся на территории автономного округа, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, а также сведения о гостиницах и иных средствах размещения, средствах транспорта, об объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, объектах общественного питания, объектах и средствах развлечения, объектах познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организациях, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организациях, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, находящихся на территории автономного округа.
3. Реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии в автономном округе создается в целях:
1) предоставления туристам (экскурсантам) необходимой информации, обеспечивающей компетентный выбор в сфере туризма в автономном округе;
2) содействия увеличению туристского потока за счет информирования потребителей о туристских продуктах в автономном округе.
4. Порядок ведения реестра туристских ресурсов и организаций туристской индустрии в автономном округе и предоставления содержащихся в нем сведений устанавливается Правительством автономного округа.
Статья 6. Утратила силу с 30 сентября 2022 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 29 сентября 2022 г. N 104-оз
Статья 7. Обеспечение безопасности туризма в автономном округе
1. Исполнительный орган автономного округа, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере туризма в автономном округе, информирует организации туристской индустрии в автономном округе об условиях безопасности туристов (экскурсантов), о возможных бедствиях и способах получения помощи во время проведения туров и путешествий в автономном округе, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти автономного округа.
2. Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган автономного округа, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере туризма в автономном округе, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории автономного округа.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В. Комарова
г. Ханты-Мансийск
28 сентября 2012 года
N 102-оз