Авторизация
Логин
Пароль


Есть вопрос?
Решаем вместе



 

Заседания




Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2011 г. N 67-оз "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"


Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2011 г. N 67-оз "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 18 февраля, 28 сентября 2012 г., 30 сентября 2013 г., 11 марта 2015 г., 17 октября, 13 декабря 2018 г., 27 февраля 2020 г., 31 августа 2021 г.)



Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
6 июля 2011 года

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами регулирует отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).

 

Статья 2. Полномочия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:

1) законодательное регулирование отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) контроль за соблюдением и исполнением законов автономного округа, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральным законодательством.

2. К полномочиям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Губернатор автономного округа) относятся:

1) обеспечение в соответствии с федеральным законодательством взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе;

2) утратил силу;

3) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

3. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа) относятся:

1) утратил силу;

2) разработка, утверждение и реализация региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и осуществление контроля за ее реализацией;

3) организация информационного обеспечения в автономном округе мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных федеральным законодательством в качестве обязательных, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимой информации в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации;

5) Утратил силу с 16 января 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 октября 2018 г. N 86-оз

6) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

7) утверждение дополнительного перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

4. Исполнительные органы государственной власти автономного округа осуществляют полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Исполнительные органы государственной власти автономного округа могут осуществлять отдельные полномочия, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в случае наделения их такими полномочиями в установленном порядке.

5. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральным законодательством относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

 

Статья 3. Основные направления проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Основными направлениями проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе являются:

1) программный подход к развитию энергосбережения и повышению энергетической эффективности;

2) экологическая направленность деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) мониторинг потребления энергетических ресурсов и оценка эффективности их использования;

4) повышение инвестиционной привлекательности автономного округа, государственная поддержка и экономическое стимулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в области развития возобновляемых источников энергии;

5) организация информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

6) комплексность мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) осуществление оценки соблюдения обязательных требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

8) международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

Статья 4. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. В целях повышения энергетической эффективности экономики, системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в автономном округе разрабатывается и реализуется региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна соответствовать требованиям, установленным федеральным законодательством.

2. В перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо мероприятий, определенных федеральным законодательством, подлежат включению:

1) мероприятия, направленные на рациональное использование попутного нефтяного газа в автономном округе, включая создание и развитие инфраструктуры по его транспортировке и переработке;

2) мероприятия по обеспечению инструментального учета в автономном округе добываемого, используемого, сжигаемого (рассеиваемого в атмосферу) попутного нефтяного газа;

3) иные мероприятия, определенные Правительством автономного округа.

3. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным Губернатором автономного округа.

4. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием автономного округа и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых регулируются уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа, должны соответствовать требованиям, установленным федеральным законодательством.

В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, регулируются уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности и в части требований к объектам указанных организаций, находящихся на территории автономного округа, устанавливаются также этим органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций в соответствии с федеральным законодательством должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.

 

Статья 5. Экологическая направленность деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В целях обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду при расчете целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе учитываются мероприятия:

1) по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) по утилизации попутного нефтяного газа;

3) иные мероприятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

 

Статья 6. Топливно-энергетический баланс автономного округа

1. Оценка эффективности энергосбережения в автономном округе осуществляется на основе составления и анализа топливно-энергетического баланса автономного округа с последующим определением количественных и качественных показателей эффективности энергосбережения.

2. Топливно-энергетический баланс автономного округа составляется на основе данных по учету добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов в автономном округе.

3. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

4. Составление топливно-энергетического баланса автономного округа осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным Губернатором автономного округа, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

 

Статья 7. Информационное обеспечение деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Информационное обеспечение деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе осуществляется посредством:

1) опубликования нормативных правовых актов в средствах массовой информации и размещения в сети Интернет;

2) организации распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;

3) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых федеральным законодательством установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

4) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

5) организации выставок объектов и презентаций технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

6) распространения информации об установленных федеральным законодательством правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов и собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях федерального законодательства;

7) распространения социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном федеральным законодательством;

8) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

2. Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе информирование населения о правах и обязанностях физических и юридических лиц, осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

3. Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит размещению на официальном сайте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с федеральным законодательством.

4. Обеспечение распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ и иной актуальной информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется органами государственной власти автономного округа в соответствии с программными мероприятиями.

 

Статья 8. Приоритетные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе осуществляется органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в пределах установленных полномочий, а также организациями, учреждениями независимо от форм собственности и населением в соответствии с федеральным законодательством.

2. Приоритетными в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве в автономном округе являются мероприятия, направленные:

1) на обеспечение использования в процессе строительства экологически чистых, энергосберегающих материалов, конструкций и технологий;

2) на оптимизацию энергетических затрат при проектировании и строительстве зданий и сооружений, организацию учета и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;

3) на применение при проектировании и строительстве зданий и сооружений энергосберегающих технологий генерации, в том числе на базе возобновляемых источников энергии;

4) на внедрение интеллектуальных систем учета и регулирования расхода энергоресурсов, в том числе поквартирного потребления.

3. Приоритетными в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве в автономном округе являются мероприятия, направленные:

1) на модернизацию инженерных сетей и сооружений с внедрением современных энергосберегающих технологий и оборудования;

2) на реконструкцию и капитальный ремонт зданий с применением энергосберегающих материалов, конструкций, технологий;

3) на организацию работ по оснащению жилищного фонда в автономном округе системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;

4) на использование продуктов переработки попутного нефтяного газа для обеспечения потребностей коммунального хозяйства;

5) на внедрение в частных домохозяйствах индивидуальных систем теплоснабжения;

6) на реконструкцию и модернизацию лифтового хозяйства.

4. Приоритетными в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности в автономном округе являются мероприятия, направленные:

1) на вывод из эксплуатации устаревшего энергоемкого технологического оборудования, ввод новых мощностей, характеризующихся оптимальным расходом топлива и электроэнергии при производстве продукции;

2) на модернизацию и реконструкцию существующего производственного оборудования с применением энергоэффективных технологий и материалов;

3) на внедрение эффективных систем промышленного освещения с применением энергоэффективных ламп и систем автоматического контроля;

4) на развитие малой энергетики в промышленности, внедрение систем локального электро- и теплоснабжения на основе применения когенерационных установок, в том числе с использованием местных видов топлива.

5. Приоритетными в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сельском хозяйстве автономного округа являются мероприятия, направленные:

1) на совершенствование технологических процессов, внедрение энергосберегающих техники и технологий;

2) на оптимизацию и автоматизацию режимов работы энергоустановок, применение современных экономичных автоматизированных систем отопления и освещения;

3) на организацию приборного учета и контроля расходования топливно-энергетических ресурсов и воды;

4) на обновление парка сельскохозяйственных машин;

5) на применение альтернативных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, внедрение когенерационных установок, в том числе использующих биомассу в качестве топлива.

6. Приоритетными в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере транспорта автономного округа являются мероприятия, направленные:

1) на оптимизацию транспортных потоков в населенных пунктах, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением;

2) на совершенствование транспортных схем, внедрение спутниковых навигационных систем для мониторинга движения коммерческого транспорта с целью исключения сверхнормативного потребления топлива;

3) на модернизацию парка транспортных средств и иного производственного оборудования с учетом повышенных требований по показателям энергоэффективности;

4) на модернизацию и реконструкцию систем трубопроводного транспорта с применением энергоэффективных технологий, материалов и оборудования.

 

Статья 9. Финансово-экономическое обеспечение, государственная поддержка и стимулирование деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется за счет бюджетных средств, а также внебюджетных источников в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

2. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе осуществляется по следующим направлениям:

1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

3) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

4) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5) софинансирование муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.

3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется с применением следующих мер стимулирующего характера:

1) предоставление отдельным категориям организаций льгот по налогам, зачисляемым в бюджет автономного округа;

2) установление дополнительных оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита;

3) возмещение в соответствии с бюджетным законодательством организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, определяемой в соответствии с федеральным законодательством;

5) использование в соответствии с бюджетным законодательством экономии средств, достигнутой организациями бюджетной сферы за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления энергетических ресурсов, для обеспечения выполнения функций соответствующими организациями в течение всего срока окупаемости реализованных данными организациями проектов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 

Статья 10. Подготовка и дополнительное профессиональное образование кадров в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности

1. Подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется в соответствии с федеральным законодательством организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Государственными профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования автономного округа подготовка кадров в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности осуществляется за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с государственным заданием учредителя по приему на бесплатное обучение, а также при регионально-целевой подготовке по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам.

3. Подготовка и дополнительное профессиональное образование кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляются в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и законодательством о муниципальной службе.

 

Статья 11. Оценка соблюдения обязательных требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Оценка соблюдения обязательных требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

 

Статья 12. Международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Международное сотрудничество автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется по следующим основным направлениям:

1) участие автономного округа в международных проектах по энергосбережению и сокращению выбросов парниковых газов;

2) взаимодействие с иностранными и международными организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе с целью консультаций, обмена информацией, получения помощи в методическом и приборном обеспечении;

3) дополнительное профессиональное образование специалистов по энергоснабжению на предприятиях и в научных организациях развитых стран;

4) научный обмен, участие в конференциях, симпозиумах и других мероприятиях международного уровня.

2. Органы государственной власти автономного округа осуществляют международное сотрудничество в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О международных и внешнеэкономических связях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

 

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Н.В. Комарова

 

г. Ханты-Мансийск
7 июля 2011 года
N 67-оз