Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2021 года № 59-оз "О предоставлении государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (с изменениями от 24 ноября 2022 г.)
Принят
Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
7 июля 2021 года
Настоящий Закон в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации регулирует бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - государственные гарантии), в том числе определяет порядок предоставления государственных гарантий, полномочия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и исполнительного органа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), осуществляющего функции по реализации единой государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и нормативному правовому регулированию в бюджетной сфере и в сфере налогов и сборов (далее - финансовый орган), в области предоставления государственных гарантий.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 24.11.2022 N 134-оз)
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.
Статья 2. Порядок предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Государственные гарантии предоставляются исходя из приоритетов социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Государственные гарантии предоставляются в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе или без проведения конкурса согласно программе государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период.
3. Государственные гарантии предоставляются по кредитам российских банков, имеющих универсальную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, по договорам займа, заключенным специализированными обществами проектного финансирования.
4. Государственные гарантии предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации и осуществляющим свою деятельность на территории автономного округа, при соблюдении условий, указанных в пункте 1.1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Государственные гарантии не предоставляются:
1) юридическим лицам, указанным в пункте 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) хозяйственным товариществам, хозяйственным партнерствам, производственным кооперативам, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям (за исключением государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в собственности автономного округа);
3) некоммерческим организациям;
4) крестьянским (фермерским) хозяйствам;
5) индивидуальным предпринимателям;
6) физическим лицам.
6. Государственные гарантии предоставляются в письменной форме и оформляются договором о предоставлении государственной гарантии.
Статья 3. Полномочия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1) предоставляет от имени автономного округа государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) устанавливает порядок осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии;
3) устанавливает порядок осуществления проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии;
4) устанавливает порядок определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала;
5) устанавливает порядок осуществления мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии;
6) устанавливает перечень документов, представляемых принципалом и (или) бенефициаром для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной гарантии, а также для осуществления мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии;
7) утверждает примерную форму государственной гарантии;
8) принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной гарантии в установленном им порядке;
9) заключает договор о предоставлении государственной гарантии, договор об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке регресса сумм, уплаченных Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры во исполнение (частичное исполнение) обязательств по государственной гарантии, договор поручительства, договор залога имущества;
10) определяет порядок оценки инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляются государственные гарантии в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе или без проведения конкурса.
Статья 4. Полномочия финансового органа
Финансовый орган:
1) осуществляет анализ финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) осуществляет проверку достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого принципалом в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии, при предоставлении государственной гарантии;
3) ведет учет выданной государственной гарантии, увеличения государственного долга по ней, сокращения государственного долга вследствие исполнения принципалом либо третьими лицами в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией, прекращения по иным основаниям в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией, осуществления гарантом платежей по выданной государственной гарантии, а также иных случаев, установленных государственной гарантией;
4) отражает в Государственной долговой книге Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставление и исполнение государственной гарантии;
5) осуществляет мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии;
6) осуществляет контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения, предоставленного принципалом в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии, после предоставления государственной гарантии;
7) утверждает примерные формы договоров о предоставлении государственной гарантии, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке регресса сумм, уплаченных Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры во исполнение (частичное исполнение) обязательств по государственной гарантии.
Статья 5. Основания отказа в предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Основания отказа в предоставлении государственной гарантии:
1) несоблюдение условий предоставления государственной гарантии, указанных в пункте 1.1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 3 настоящего Закона;
3) представление принципалом недостоверных сведений;
4) несоответствие направления (цели) и условий гарантирования, указанных в заявлении о предоставлении государственной гарантии, направлениям (целям) и условиям предоставления и исполнения гарантии, установленным в программе государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период;
5) претендент на получение государственной гарантии является лицом, указанным в пункте 5 статьи 2 настоящего Закона.
Статья 6. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к принципалу по государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Государственная гарантия предоставляется при условии предоставления принципалом, третьим лицом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии.
2. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к принципалу по государственной гарантии являются банковские гарантии, поручительства юридических лиц, государственные (муниципальные) гарантии и залог имущества, имеющие достаточную степень надежности (ликвидности), а также соответствующие требованиям, установленным абзацами с третьего по шестой пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Оценка рыночной стоимости имущества, передаваемого в качестве залога, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности.
4. Передаваемое в залог имущество должно иметь высокую степень ликвидности, определяемую исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений, на основании контракта (договора) на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 24.11.2022 N 134-оз)
5. Предметом залога служит имущество в виде:
1) принадлежащего залогодателю на праве собственности недвижимого имущества, за исключением социальных объектов, находящихся в собственности муниципального образования автономного округа;
2) принадлежащих принципалу на праве собственности основных средств (в том числе производственного оборудования, транспортных средств) с амортизацией не более 10 процентов на момент заключения договора залога имущества;
3) принадлежащих принципалу имущественных прав (требований) в отношении государственных гарантий, предоставленных юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты.
6. Предметом договора залога не может являться имущество, которое:
1) находится в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) в соответствии с федеральным законодательством не может являться предметом залога;
3) является предметом залога по другим договорам залога.
7. Расходы, связанные с оформлением залога и оценкой передаваемого в залог имущества, несет залогодатель.
8. Договор залога имущества заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации одновременно с договором о предоставлении государственной гарантии.
9. Передаваемое в залог имущество (кроме прав требования по денежным обязательствам) должно быть застраховано залогодателем за свой счет от всех рисков утраты и повреждения на полную оценочную стоимость с указанием гаранта в качестве выгодоприобретателя и остается в пользовании у залогодателя.
10. Если исполнение государственной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, гарант начисляет принципалу проценты на сумму, уплаченную бенефициару, в размере одной второй ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату исполнения государственной гарантии, в порядке и на условиях, установленных договором предоставления государственной гарантии.
Статья 7. Ответственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по предоставленной государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. По предоставленной государственной гарантии гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности принципала по основному обязательству принципала (по обязательству принципала перед бенефициаром) в пределах суммы государственной гарантии.
2. Ответственность гаранта по государственной гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств принципала по кредитному договору, ограничивается уплатой суммы основного долга, при этом государственной гарантией не обеспечивается исполнение обязательств принципала по уплате плановых процентов (платы за предоставление кредита), судебных расходов, штрафов, комиссий, пеней, процентов за просрочку погашения задолженности по основному долгу и просрочку уплаты плановых процентов.
3. Порядок предъявления, рассмотрения и исполнения требований бенефициара к гаранту об уплате денежной суммы по государственной гарантии, признания требования необоснованным, основания для отказа в удовлетворении гарантом требований бенефициара и прекращения обязательств по государственной гарантии, условия отзыва государственной гарантии и иные вопросы взаимоотношений между гарантом, бенефициаром и принципалом, не урегулированные настоящим Законом, устанавливаются соответствующими договорами, указанными в пункте 9 статьи 3 настоящего Закона.
Статья 8. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2007 года N 130-оз "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2007, N 10 (ч. 1), ст. 1474);
2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2008 года N 151-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2008, N 12 (ч. 3), ст. 1919);
3) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2009 года N 6-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2009, N 3 (ч. 1), ст. 127);
4) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 марта 2009 года N 30-оз "О внесении изменений в статью 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2009, N 3 (ч. 2), ст. 177);
5) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 мая 2009 года N 67-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2009, N 5 (ч. 1), ст. 391);
6) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2009 года N 92-оз "О внесении изменений в статью 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2009, N 7 (ч. 1), ст. 568);
7) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2009 года N 121-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2009, N 7 (ч. 2), ст. 641);
8) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2011 года N 16-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2011, N 2 (ч. 2), ст. 118);
9) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2013 года N 116-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2013, N 11 (ч. 1), ст. 1329);
10) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2016 года N 40-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2016, N 4 (ч. 2, т. 1), ст. 419);
11) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2019 года N 97-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2019, N 12 (ч. 1, т. 1), ст. 1429).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.Комарова
г. Ханты-Мансийск
7 июля 2021 года
N 59-оз