Авторизация
Логин
Пароль


Есть вопрос?
Решаем вместе



 

Заседания




Справка по отдельным вопросам бюджетной политики (для интервью со СМИ)

2009 год 

Несмотря на то, что Югра является лидером в Уральском Федеральном округе и Российской Федерации по промышленному потенциалу, занимает второе место после столицы по поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему России, уверенно лидирует среди регионов России по демографическим показателям, финансовый кризис отразился практически на всех сферах её жизнедеятельности.

В первую очередь, ввиду большой зависимости от рынка углеводородов в два раза сократились доходы бюджета 2009 года, в связи с чем мы вынуждены были серьезно сократить и расходы. В основном, пострадали капитальные вложения, программы развития. Однако нам удалось сохранить социальные программы, уровень заработной платы в бюджетной сфере, меры поддержки незащищенных слоев населения. Отдельные направления были даже усилены.

В целом ситуацию в округе в прошедшем кризисном году можно охарактеризовать как стабильную. 

В Югре была сформирована антикризисная комиссия, в состав которой вошли и депутаты Думы автономного округа.

Принят план действий, направленный на оздоровление социально-экономической ситуации.

Правительством автономного округа была разработана и утверждена Программа антикризисных мер Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2009 год.

Если перейти непосредственно к характеристике антикризисных мер, то для начала необходимо отметить проблемные вопросы, которые возникли в округе в связи с кризисными явлениями.

Главными возникшими угрозами для Югры, впрочем, как и для большинства регионов России, стали возможность дестабилизации реального сектора экономики, финансового рынка, а также нарушения прав граждан, связанные с трудностями на рынке труда.

Именно, исходя из необходимости минимизации этих угроз, органы государственной власти формировали свои меры поддержки экономики и населения.

Один из ключевых приоритетов антикризисных мер – это поддержка реального сектора экономики.

 

Мы приняли и реализуем целый комплекс таких мер. Это:

1. Предоставление налоговых льгот. В текущем году были не только сохранены, но и расширены направления и условия льготирования. Согласитесь, что в условиях сокращения доходов бюджета это серьезная антикризисная мера.

2. Утверждена программа государственных гарантий, благодаря которой предприятиям была дана возможность привлечь порядка 10-12 миллиардов заемных средств, направленных на жилищное строительство, на поддержку предприятий малого бизнеса, на достройку социальных объектов имеющих высокую степень готовности. В частности, предоставление государственных гарантий Ипотечному агентству Югры по привлеченным кредитным ресурсам позволило осуществить ипотечное кредитование населения автономного округа в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование».

3. Были предусмотрены меры прямой финансовой поддержки отдельных отраслей.

4. Кроме финансовой поддержки предприятиям оказывалась организационная и информационная поддержка, путем участия в переговорах с кредитными организациями по приоритетности представления финансовых ресурсов предприятиям.

 

Еще одно важное направление – поддержка и развитие малого и среднего бизнеса.

Во-первых, это потенциал для занятости населения, во-вторых - снижение зависимости от ТЭКа.

В 2009 году в целях минимизации негативного влияния финансового кризис на деятельность субъектов малого предпринимательства осуществлялось:

- увеличение гарантийного фонда;

- увеличение объемов микрофинансирования;

- увеличение средств на компенсацию процентной банковской ставки и др.

Участие в конкурсе Министерства экономики позволило привлечь дополнительные средства в Программу развития малого и среднего предпринимательства в Югре из федерального бюджета.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 15 до 5% снижены ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

Субъектам малого предпринимательства предусмотрена льготная аренда государственного и муниципального имущества. Принят порядок, позволяющий осуществлять приобретение арендуемого имущества из государственной собственности автономного округа или муниципальной собственности.

В целях стабилизации ситуации на рынке труда в автономном округе действует 2 программы:

- программа содействия занятости населения;

- программа по стабилизации ситуации на рынке труда

Благодаря их реализации ситуация на рынке труда в Югре относительно стабильна.

 

Важнейшим антикризисным документом явился Закон о бюджете.

В этом году мы столкнулись с необходимостью существенного сокращения доходной части бюджета, необходимо было определиться с приоритетностью капитальных затрат, оптимизировать расходы.

Сокращая бюджет региона почти в 2 раза (доходы сократились со 140 до 71 млрд. рублей, расходы со 158 до 97 млрд. рублей, дефицит увеличился в 1,4 раза и составил 26 млрд. рублей вместо 18), мы сразу закрепили, так сказать, защищенные статьи, которыми стали: меры социальной поддержки, заработная плата в бюджетной сфере, затраты на функционирование системы здравоохранения.

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан автономного округа были обеспечены в полном объеме. Несмотря на то, что доходы бюджета на 2009 год были значительно сокращены, однако, доля расходов социального характера в структуре расходов бюджета Югры возросла в кризисном году с 31,1 до 35,8 %.

 

Кроме того, было:

- произведено сокращение штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа;

- принято решение об отмене дополнительного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных и муниципальных служащих;

- произведено значительное сокращение расходов на реализацию отдельных региональных целевых программ в части финансирования капитальных вложений. При этом, финансирование социальных программ было сохранено в полном объеме.

 

В связи с положительной динамикой поступления основных налогов, вызванных ростом цены на нефть, неоднократно менялись параметры бюджета автономного округа.

В результате дополнительных налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц), безвозмездных поступлений из федерального бюджета доходы бюджета увеличились относительно "кризисного" бюджета почти в 1,5 раза и составили 105 млрд. рублей относительно 71, расходы - в 1,2 раза (112 вместо 97 млрд. рублей).

Значительная часть поступивших доходов была направлена на сокращение дефицита бюджета, который сократился более чем в 3 раза – с 26 до 8 млрд. рублей.

 

Дополнительные бюджетные ассигнования были направлены на строительство жилых домов, спортивных центров, школ, домов культуры, больниц, детских садов. Появилась возможность ввести дополнительно 25 детских дошкольных учреждений, значительно увеличить количество сданных в эксплуатацию объектов социальной сферы.

Кроме того, увеличение доходной части бюджета позволило в ряде муниципальных образований снизить объемы незавершенного строительства объектов и сетей коммунального комплекса, увеличить расходы на укрепление берегов рек и строительство дамб, строительства объектов производственного назначения для поддержки традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера.

 

Финансовая помощь муниципальным образованиям возросла по сравнению с сокращенным бюджетом в 1,4 раза. Потребность в её предоставлении по заявкам органов местного самоуправления к концу текущего года была полностью удовлетворена.

 

2010 год 

Как и в марте текущего года, когда были сокращены почти вдвое расходы бюджета автономного округа, бюджетное планирование осуществлялось в условии мирового финансового кризиса.

Следует отметить, формирование плановых показателей осуществлялось не в зависимости от ожидаемого исполнения бюджета на 2009 год, а в сравнении с плановыми бюджетными показателями, утвержденными в марте текущего года ("кризисный бюджет"), то есть "с чистого листа". Однако, со стабилизацией мировой экономики и уточнением прогноза социально-экономического развития автономного округа, уже 1 февраля 2010 года Законом № 1-оз бюджет автономного округа был уточнен в сторону увеличения. В результате:

Доходы бюджета в 2010 году составляют 108,3 млрд. рублей (вместо100,8).

Расходы – 115,1 млрд. рублей (вместо 107,0).

Дефицит – 6,8 млрд. рублей (вместо 6,2).

Несмотря на трудности, вызванные мировым финансовым кризисом, в бюджете автономного округа сохранена социальная направленность.

В целом общий объем расходов на социальную сферу составит в 2010 году около 40 млрд. рублей. Удельный вес данных расходов в бюджете автономного округа возрастает с 35 % в 2010 году до 36 % в 2012 году.

В 2010-2012 годах предполагается продолжить осуществление выплат к памятным и праздничным датам пенсионерам и отдельным льготным категориям населения автономного округа. На эти цели запланированы ежегодные бюджетные ассигнования в сумме около 200 млн. рублей.

Необходимо также отметить, что благоприятно складывающаяся, в течение 2010 года, экономическая ситуация в автономном округе позволит по итогам первого полугодия 2010 года рассмотреть вопрос повышения заработной платы работников бюджетной сферы с 1.09.2010 года до 10%.

Аналогично Закону о бюджете автономного округа на 2009 год в бюджете 2010-2012 годах определены приоритетные направления расходования бюджетных средств, финансирование которых в 2010 году запланировано обеспечить в объеме равном почти 60 млрд. рублей.

 

Бюджетам муниципальных образований в качестве финансовой помощи в 2010 году будет направлено около 46,2 млрд. рублей.

 

На реализацию долгосрочных целевых программ в 2010 будет выделено около 23 млрд. рублей.

 

В 2010-2012 годах продолжится реализация приоритетных национальных проектов.

Доля средств бюджета автономного округа на реализацию ПНП в общем объеме расходов бюджета автономного округа в течение 3-х лет практически не меняется и составляет: в 2010 году - 5,7%, в 2011 году - 5,6%, в 2012 – 5,7%.

Суммарный объем средств, предусмотренный на реализацию приоритетных национальных проектов в трехлетнем бюджете автономного округа, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целом на три года составляет 18,8 млрд. рублей, из них средства бюджета автономного округа – 18,3 млрд. рублей.

 

И.о. начальника Управления
О.Н. Евсеева